Развитие без границ
28.05.2018
Поделиться: 3
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Одноклассники
976

Алгоритмы решения математических задач

«Если вы хотите научиться решать задачи – решайте их!». В этой фразе гениального математика Дьёрда Пойа дан общий принцип изучения математики. Регулярные тренировки ума являются основой успеха. К ним, кроме непосредственного процесса решения задач, относятся интеллектуальные развивающие занятия, подбираемые с учетом возраста, интересов, способностей ребенка.

Условие, вопрос и главные слова

В процессе решения каждая задача должна быть разложена на структурные составляющие. Правило касается как простейших, так и сложных вариантов. В период обучения в начальной школе очень важно:

  • научить ребенка выделять в задаче условие – то, что известно, и вопрос – то, что необходимо найти;
  • определять главные слова. Это делается для того, чтобы ученик мог мысленно представить картинку;
  • выстраивать связь главных слов и действий. Например, слова «купили», «всего», «добавили» указывают на сложение; «отвезли», «уехали», «осталось» – на вычитание; «раздали», «распределили» – на деление.

Некоторые слова говорят о том, что предстоит совершать действия с целым, например, «было», «стало», «всего».

Такой подробный анализ кажется долгим только на начальных этапах тренировок, затем дети выполняют его автоматически, им гораздо проще выстроить схему решения.

В задачах с несколькими действиями после анализа нужно построить план решения, последовательно вычислить данные для ответа на итоговый вопрос. Очень важно помнить все факты. Дети с рассеянным вниманием, плохой памятью, не могут добраться до конца, потому что забывают, что искали в начале.

Если вы заметили трудности с запоминанием, попробуйте записать ребенка на занятия меморикой. Это относительно новая авторская методика, дающая, судя по отзывам, поражающие воображение быстрые результаты.

Анализ решения

 Полезной тренировкой является полный анализ найденного решения задачи. Ребенок должен подумать и ответить:

  • почему он выбрал определенное математическое действие;
  • чем определяется последовательность действий;
  • можно ли эту же задачу решить другим способом.

К сожалению, уделять внимание каждому ученику в классе у учителя нет возможности. В реальности суть успевают понять только несколько самых способных учеников, остальные просто записывают решение.

Поинтересуйтесь, к какой категории относится ваш ребенок. Проверить это очень просто: дома с ним нужно решить аналогичный пример. Если обнаруживается непонимание, пробелы, темп урока слишком быстр для вашего ребенка, ему нужны индивидуальные дополнительные занятия с репетитором.

 Повысить скорость мыслительных реакций, научить ребенка концентрировать внимание помогают занятия ментальной арифметикой. В основе методики – обучение устному счету в уме с помощью абакуса, а затем – без него, на основе воображаемой картинки.

Принципы обучения школьников решению задач изложены во многих пособиях, например, в книгах Л. Г. Петерсон, учебнике О. В. Узоровой и Е. А. Нефедовой. Выбирайте вариант, подходящий именно вашему ребенку, и поставленная цель непременно будет достигнута.